Наступил благодатный праздник, который в этом году обрел иную, особую окраску. Ведь мы его совершили в новой мечети, своей красотой и величием достойной занять почетное место среди шедевров мировой архитектуры.

Многие годы каждый по-своему стремился принять участие в возведении этой прекрасной мечети. Кто-то финансово, кто-то морально, кто-то на уровне искренних молитв. Каждый по-своему… Но, наверное, есть и те, кто пассивно и беспечно провел это время, так и не успев внести свою лепту в этот грандиозный проект Время быстротечно. Оно несет нас к неизбежному исходу, где каждый будет спрошен: “А как ты провел свою жизнь? С чем из благих дел ты пришел к своему Создателю?” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يوم القيامة حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمُرِهِ فِيمَ أَفْنَاهُ ، و عَنْ عَمَلِهِ فِيم فَعَلَ ، وَ عَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ و فِيمَ أَنْفَقَهُ ، و عَنْ جِسْمهِ فِيمَ أَبْلاَهُ.

“Не сдвинутся с места стопы раба Божьего (в День Воскресения), пока не будет он спрошен о своей жизни, в чем он ее провел; о своих делах, что он сделал; о своем имуществе, как приобрел и на что потратил; о своем теле, на что использовал” 1.

Великий ученый первых поколений Ислама аль-Хасан аль-Басри сказал: “Всякий день, заря которого пробивается, непременно взывает взывающий от Всевышнего: “О сын Адама, я новое создание и свидетель твоим деяниям. Так запасись у меня праведными деяниями, ведь я не вернусь вновь до Дня Воскресения”.

Наступили дни благословенного праздника, который мы называем Ид аль-адха, или Курбан-байрам. Значения этих двух слов гармонично согласуются между собой, подчеркивая их неразрывность. “Курбан” происходит от слова “курб”, что значит “близость, приближение”, “аль-адха” указывает на умение жертвовать. То есть одним из важных факторов приближения ко Всевышнему является умение жертвовать и в чем-то себя ущемлять. Возьмите любое из дополнительных благодеяний: чтобы их осуществить требуются усилия, но они неимоверно быстро приближают нас ко Всевышнему и Его милости. Вспомните хадис-кудси, в котором сказано:

وَ مَا تَقَرَّبَ إِلَيَّ عَبْدِي بِشَيْءٍ أَحَبَّ إِلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ.

“Самым любимым из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является вмененное Мною ему в обязанность”.

وَ مَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إِلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ.

“И будет раб Мой стремиться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное, пока не будет проявлена к нему Моя Божественная любовь”.

فَإِذَا أَحْبَبْتُهُ كُنْتُ سَمْعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ، وَ بَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ، وَ يَدَهُ الَّتِي يَبْطِشُ بِهَا، وَ رِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي بِهَا.

“Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать, его зрением, которым он будет видеть, его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти”.

Глубочайший смысл этих слов в том, что Аллах окажет содействие такому мусульманину во всех делах, направляя ко всему богоугодному и удерживая от того, что ненавистно Ему.

وَ إِنْ سَأَلَنِي أَعْطَيْتُهُ، وَ لَئِنْ اسْتَعَاذَنِي لَأُعِيذَنَّهُ.

“И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я обязательно защищу его… ”2.

Дополнительные посты, намазы, милостыня — все это требует усилий. По сути, любой достойный результат требует приложения усилий, требует жертв… Взять эту прекрасную мечеть. Можно, конечно, восхищаться, любоваться, радоваться, но нужно понять, что за этим стоят колоссальные ресурсы, много сил и времени. Праздник Курбан-байрам нас также учит жертвовать многим во имя желаемых результатов.

Наверное, мир, в котором мы живем, проникнут таким негативным проявлением человеческого Я, как эгоизм. Эгоизм — концентрированность человека на самом себе и своих личных интересах. Это духовная болезнь, выражающаяся в нежелании и неумении человека жертвовать собой и своими интересами во имя возвышенных целей.

Однако это состояние противоречит той сути, что заложена в принципах Ислама. Не соответствует тем нравам, что олицетворяют человека с подлинной верой в сердце и душе. Вспомните историю про Абу Талху. В своде хадисов имама аль-Бухари рассказывается о том, как в один из вечеров к посланнику Аллаха пришел человек и обратился:

يا رسول الله، أَصَابَنِي الْجُهْدُ!

“О Посланник, я оказался в трудном положении!” Тогда Пророк поспешил узнать у своих домочадцев, есть ли дома что-то съестное. Но дома у Пророка ничего не оказалось. Тогда Гордость человечества обратился:

أَلاَ رَجُلٌ يُضِيفُ هذا الليلةَ رَحِمَهُ الله!

“Кто может принять гостя этой ночью? Да помилует его Всевышний Аллах!” Один из ансаров поднялся и воскликнул: “Я, о посланник Аллаха!” Это был сподвижник по имени Абу Талха. Придя домой, Абу Талха обратился к супруге: “Это гость самого посланника Аллаха. Прояви щедрость и ничего не утаивай!” На что она ответила: “Клянусь Аллахом, у нас еда, которой хватит лишь для наших детей”. Абу Талха сказал: “Когда дети захотят кушать, уложи их спать. А затем притуши свет. Мы тоже воздержимся этим вечером”. При притушенном свете Абу Талха лишь водил ложкой, создавая видимость, что ест.

Наутро, завидев Абу Талху, Пророк обратился: “О Абу Талха, что же такое сделал этой ночью, что Сам Всевышний Аллах удивился твоему деянию?” В другом риваяте говорится, что ангелы спешили зафиксировать этот поступок3.

Уметь жертвовать, уметь жить во имя высокого, отдавать частичку себя другим, достигнуть уровня, когда ты высвобождаешься от скупости души… В Коране сказано: “Те, кто защищен от скупости души, достигшие спасения и блаженства”4. Великий сподвижник Абдурахман ибн Авф, один из десяти, кому при жизни был обещан Рай, совершая таваф вокруг священной Каабы, произносил: “О Аллах, защити меня от скупости души!”5 В хадисе сказано:

اتَّقُوا الظُلْمَ فإنَّ الظلم ظلمات يَوْمَ الْقِيَامَةِ، اتَّقُوا الشُّحَّ فَإِنَّ الشُّحَّ أهلك من كان قبلكم حَمَلَهُمْ عَلَى أَنْ سَفَكُوا دِماءهم و اسْتَحَلُّوا محارمهم.

“Сторонитесь тирании, беззакония! Ведь беззаконие явится многослойной тьмой в День Воскрешения. Опасайтесь скупости, жадности! Жадность уничтожила тех, кто был до вас. Она послужила тому, что они начали проливать кровь и разрешать запрещенное, переходить рамки дозволенного”6.

1 См.: ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 453, хадис № 408,  хасан сахих .
2 См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1247, хадис № 6502.
3 См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 474.
4 Св. Коран, 59:9.
5 Там же. С. 475.
6 См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима ]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1040, хадис № 2578.